Вашему вниманию предлагается краткий путеводитель – отчет по водному походу в Панаме. Два океана. Атлантический- Карибское море- Сан Блас. Тихий – Панамский Залив- Жемчужные острова.
Регион не сильно характерный для автора сих строк. Пока я еще не «наелся” ЮВА и даже не представляю, когда такое может произойти. Выбор Панамы пришелся исключительно по причине простоты туда попасть во время всем известной пандемии. В процессе похода стало ясно, что все отлично и оно явно того стоило. Отличительной особенностью страны является близость друг к другу главных океанов планеты (100 км друг от друга) и возможность организовать поход по двум океанам в один приезд. Очень легкая и короткая заброска для любого выбранного водного маршрута. Куда бы Вы ни собрались- это несколько часов на машине или автобусе (максимум часов 10 в самом крайнем случае) и возможно, несколько часов на пароме. Очень простая логистика. Для украинцев достаточно только ковид сертификата и простой анкеты, которая заполняется онлайн еще дома. Въезд в страну чрезвычайно прост. Предварительно нужно заполнить анкету на сайте https://login.panamadigital.gob.pa/Registro?fbclid=IwAR3kTG3Viq4gsTCVBAy24k-I59WQ1oNLC45ivHAuVIUdNR2EhCzgVpojLrkПанамадиджитал. Форма простая и заполнение не требует много сил и времени. На выходе получается QRкод, который считывает офицер пограничник на паспортном контроле. Виза по приезду. Бесплатно. Снимаются отпечатки пальцев, делается фото, ставится штамп в паспорт. Можно находится 180 дней из 365.
Маршрут проходился группой из 4-х человек на двух КНБ байдарках. Гарпун-2 и NerisSmartPro. Длительность- вылет из Киева 5.01 прилет 28.01, т.е. 23 дня. Сразу после нас пошла группа из Украины на месяц по Сан Блас. Это легендарная артель «Шатун”. Там уже 11 человек и два катамарана Даки.
Январь один из наиболее приемлемых месяцев для прохождения маршрутов по обеим регионам. Это один из самых сухих месяцев, но будет ветрено. Ветра достаточно там всегда, по данным статистики. К сожалению, по другому никак.
Данные по везербейс. Таблицы приведены для региона Colon.
Average Precipitation |
Years on Record: 11 |
|
|
ANNUAL |
|
JAN |
|
FEB |
|
MAR |
|
APR |
|
MAY |
|
JUN |
|
JUL |
|
AUG |
|
SEP |
|
OCT |
|
NOV |
|
DEC |
|
||
mm |
3460 |
100 |
40 |
30 |
90 |
270 |
360 |
410 |
410 |
290 |
460 |
620 |
320 |
||||||||||||||||
Average Temperature |
Years on Record: 11 |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
ANNUAL |
|
JAN |
|
FEB |
|
MAR |
|
APR |
|
MAY |
|
JUN |
|
JUL |
|
AUG |
|
SEP |
|
OCT |
|
NOV |
|
DEC |
|
||
C |
26 |
26 |
26 |
26 |
27 |
27 |
26 |
26 |
26 |
26 |
26 |
25 |
25 |
||||||||||||||||
Average Wind Speed |
Years on Record: 11 |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
ANNUAL |
|
JAN |
|
FEB |
|
MAR |
|
APR |
|
MAY |
|
JUN |
|
JUL |
|
AUG |
|
SEP |
|
OCT |
|
NOV |
|
DEC |
|
km/h |
17 |
19 |
19 |
19 |
19 |
16 |
14 |
16 |
16 |
16 |
16 |
14 |
16 |
Авиаперелет. Для украинцев можно предложить два варианта. Мы воспользовались TurkishAirlines.
Перелет Киев- Стамбул (2 часа). ТК-1256. Пересадка в Стамбуле в IstambulHavalimani, Новый или Третий аэропорт Стамбула. Пересадка 14 часов. Это было ночью, в Турцию не выходили, сидели в аэропорту. Первый раз видел этот новый аэропорт. Приятно и удобно, впрочем как где бы то ни было в Турции. Перелет Стамбул – Панама Сити, Tocumen(в пути 17 часов). ТК-801. Из этих 17 часов три уходят на промежуточную посадку в Колумбии,Богота, аэропорт Эльдорадо.
Назад Панама Сити- Стамбул (12 часов). ТК-801. Без промежуточных посадок. Пересадка в Стамбуле. 3 часа. Стамбул- Киев (2 часа).ТК-459. Стыковки обеспечивал перевозчик Turkish. Багаж 2 по 24 кг. Салон 1 на 8 кг. Для байдарок вполне достаточно, даже очень много. Мне с двухместной байдаркой и биваком на двоих, хватает впритык 24 кг багажа и 8 кг салона. Обращаю , внимание, для переревозки байдарки предусмотрена дополнительная наценка, как для спортивного снаряжения. На оф. cайте есть информация по поводу этого. Вообще Туркиш не очень любит всякое спортивное и туристическое снаряжение. Чтобы не платить наценок для нашей конфигурации достаточно было не говорить что это байдарка или каяк, мы говорили что в рюкзаках личные вещи, что, в принципе, чистая правда. Весла, спасжилеты, прочее «палево” должны быть упакованы внутри рюков- оболочек. Билет (с вышеуказанными сегментами) стоил около 24 тысяч гривен. Это, наверное, самый дорогой перелет на данный момент для меня. При планировании похода на первых порах еще рассматривали перелет авиакомпанией KLM. Месяца за три до вылета билеты были одинаковой стоимости с Туркиш или даже ниже. Еще следует обратить внимание, что перелет «туда” был 5 числа, а это, фактически, еще праздничные дни с соответствующей ценой на авиасообщения. Для опытных путешественников можно найти перелеты с сложными стыковками, очень длительные, но существенно дешевле.
При регистрации, была одна трудность. Попросили предъявить анкеты на въезд в Панаму. Мы показали свои QR коды, на что последовал ответ- «я не знаю что это такое и на рейс вас не регистрирую”. Позвали старшего менеджера, все разрешилось очень быстро. Ведь это виза по приезду в конце концов.
На поход ушло, полностью на все 1400 долл. Примерно. Это просто катастрофически дорого, таких дорогих походов у меня никогда не было. Дорогие билеты, а альтернатив нет. Обычный мой бюджет – до 800 долл в любую точку земного шара. Если дороже, просто менял маршрут. Сейчас был не тот случай.
Панама Сити.
Современный город с небоскребами. Есть две линии метро. Для метро необходимо купить карту. Поездка около доллара. Можно посетить центр, набережную, интересный район CascoViejo. Лично для меня наибольший интерес представлял Панамский Канал. Просто так посмотреть на канал не стоит, ничего интересного нет. Все ограждено и издалека ничего не видно. Для того, чтобы действительно серьезно познакомиться с работой шлюза и все подробно рассмотреть, нужно не пожалеть чуть больше 10 долларов. Оно того стоит. Если Вы находитесь в Панама Сити, то есть доступный для осмотра шлюз Miraflores Lock. Добраться к нему можно на метро (ехать до станции метро Albrook). Потом нужно по специальному переходу пройти до автовокзала Albrook Bas Terminal. Оттуда раз в час ходят автобусы до Miraflores Lock(стоит доллар). Или такси- 8 долларов(при торге). Если 4 человека, то вариант очевиден, ехали на такси. На шлюзе есть специальная смотровая площадка. Билет туда стоит 10 долларов. Проход через небольшой музей и муляж диспетчерской службы шлюза, но с «живой” информацией на мониторах, отображающей реальный трафик на шлюзе. На площадке можно быть полтора часа, это как раз примерно на полтора прохода через весь шлюз (при двухкамерном шлюзе). Все подробно можно рассмотреть и понять. Так же там есть специализированный 3D зал-кинотеатр. Очень интересно.
Отель стоил 40 долларов за комнату на четверых, но это после торговли. Начиналось с 60. Такси из аэропорта Токумен 25 долларов. Время движения примерно 15 минут. Можно проехать и на городском автобусе и метро. Вещей у нас все же было немало, поэтому ехали на такси. Место удобное, возле станции метро CerroViento. Адрес отеля ViaPrincipalCasa127. SanMiguelito. Название LosPanas. Рядом магазин Metro Moll, где можно быстро сделать нужную закупку на маршрут. По закупкам- все весьма недорого. Картофель, морковь, лук- все по доллару за кило. Лапша рисовая (чоумин) 1 уп на раз на четверых- 1 долл. Соевый соус 300 ml 1 долл. Есть рис, чечевица, кукурузная крупа, киноа, овсянка. Все по доллару. Рыбные консервы, многие весьма неплохого качества (250 гр) чуть больше доллара за банку. Виски местного производства(вполне нормальный)- 11 долл за 1 литр. Брали на группу одну бутылку. Вода 1,5 литра доллар 10 центов. Газ- нужно ориентироваться на стандарт Кемпинг Газ. Баллоны есть прямо в Метро Молл. Если нет такой горелки- а у нормальных туристов точно таковой не будет, можно купить в Do It Center. Это тоже рядом с станцией CerroViento. Стоимость горелки 12 долл. Стоимость баллона 190 грамм 3 доллара. В данном климате на группу баллона хватало на 2 дня при двухразовом питании. Цанговых баллонов нет или большой дефицит. Могут быть в Панаме только в Do It Center.В тот момент, когда были мы , во всей сети супермаркетов Do It Center по Панама Сити, был всего один баллон ! Лучше не связываться. Резьбовые- там вообще не знают что это такое, да и специализированные магазины нужно искать. Наиболее оптимально- просто взять с собой горелку кемпинг газ. Балоны купить в Метро Молл или Ду Ит. Второй вариант – жидкотопливный примус. Это железная гарантия везде и всюду.По режиму питания- два раза в день крупа или суп с сырокопченной колбасой или салом. В крупе или супе- рыбные консервы. Днем перекус орехи и сухофрукты. В каждом крупном маркете продаются упакованные наборы орехов с сухофруктами. Одного такого как раз хватает на четверых на перекус. В Панаме имеет хождение американский доллар. Это основная, де факто, валюта там. Местный Бальбоа- курс 1 к 1 . Сдачу иногда дают металлическими бальбоа. Менять деньги не нужно.
Часть первая. Атлантика.
Гуна-Яла (Guna Yala) – автономная провинция, или “комарка” (comarca), на северо-востоке Панамы, так же известная, как архипелаг Сан-Блас, – это дом индейцев племени Гуна. Статус независимой территории эта провинция получила в 1938 г., что означает, что индейцы Гуна не платят налоги правительству Панамы, у них есть свой собственный Генеральный конгресс из представителей всех индейских общин, который является высшей политической властью. Архипелаг Сан-Блас насчитывает 378 островов, из которых лишь 49 обитаемы.Центр, где находятся органы власти это El Porvenir. Там находится все управляющие комаркой органы. Многие агенства в Панама Сити предоставляют туда туры »все включено” за все деньги мира. Это нас совершенно не интересовало. Важно было только туда попасть и чтобы нас там никто не трогал. Все это вполне реализуемо.
Мобильная связь есть. Не везде. Поближе к Carti или El Porvenir точно есть. Если кому нужна, то необходимо побеспокоиться об этом еще а Панама Сити и взять карту правильного оператора.Но роуминга для наших операторов не было ни на входящие ни на исходящие. Связью не пользовались.
На островах в отелях, при острой необходимости, можно докупать некоторые продукты, даже пиво предлагали. Но нужно понимать, что цены там будут во много раз дороже. Покупать все нужно в Панама Сити.
Физическая характеристика. От открытого океана архипелаг защищен мощной системой рифов. Акватория мелкая, очень много коралловых рифов. Рифы красивые, много живности. Острова очень мелкие и плоские, с пальмами и прочей растительностью. Очень красивые. Приливов- отливов нет ! За примерно полторы недели, что мы там были, перепады были в несколько сантиметров. На глаз это незаметно. На навигацию по региону приливы не влияют совершенно. Течений нет. Волна все время составляла на глаз 0.5-0.7 м (радар WindyTVв это время показывал 1.5-1.7 м, что полная ерунда). Ветер преимущественно восточный до 10 м/c. На островах песок коралловый, крупный, белого цвета. Причалить к любому острову- не проблема- всегда можно найти подветренную сторону и везде песок. Питьевую воду можно брать у местных везде и в ресортах и просто на островах где живут семьи без отелей. Насколько я понимаю, если это не ресорт, куда некоторое количество воды могут привозить и из Карти, то вся вода- фильтрованная через грунт. Даже на необитаемых островах где только кокосы, практически везде можно найти копанку с водой. Вода, я бы сказал, очень неплохая. В общем, это не проблема там.
Заброска. Расстояние от Панама Сити примерно 90 км. Необходимо проехать до деревни Puerto De Carti(9.454877, -78.977070). Это собственно даже не деревня а терминал, куда приезжают машины и где происходит пересадка на лодки до островных отелей. Из Панама Сити это абсолютно не проблема. У нас были некоторые сложности, но это просто не повезло. Приняли решение ехать на машине, которая была нашим такси из аэропорта. Водитель предложил 160 долл. Я смотрел цены в интернете предварительно, это было вроде нормально. Но на самом деле вполне можно договориться за 100 долл. На почти половине пути, после поворота с основной трассы на местную дорогу до Карти, дорога пошла под значительный уклон. Двигатель машины не тянул. Дальнейшая дорога была невозможна. Водитель вызвонил знакомого в Карти, тот приехал на другой машине и забрал нас за 40 долларов. Но первый водитель потребовал с нас совершенно немотивированно, всю сумму в 160 долларов, причем, взывая к небу, он говорил, что эта заправка на трассе и есть Карти. В общем, получил он половину. 90 долларов. А нам это стоило, по итогу, один потраченный впустую день. По дороге, на границе с территорией Гуна Яла есть контрольный пост полиции и военных. Пермит 20 долларов с человека. Проверяют паспорта. Пермиты могут не дать, нужно требовать. По дороге назад могут сами же потом проверить. Именно это было с нами. Пермитов нам не дали, когда мы ехали назад, с нас их потребовали. Дело уже начинало принимать какой-то оборот. Но мы вызвонили водителя, который нас вез туда. Он был знаком с постовыми, подтвердил, что он нас вполне легально завез. На этом все закончилось и мы поехали дальше.
Стапель. В Карти нужно еще раз заплатить по 2 долл с человека. За что непонятно. Когда приехали в сам Карти, нас тут же попытались взять в оборот. Сразу стали предлагать лодки и отели. Когда мы честно сказали, что лодки у нас свои, начали рассказывать о бордер полис, которая нас не выпустит в море. Мы быстро смотались, подальше от всех, на самый край. Там стапельнулись, довольно быстро. Никто не видел что мы делали. День был потерян. Поставили лагерь и переночевали. Утром стартовали. В общем, первая часть похода был 100 процентный матрас. Все к тому располагало. Так оно и вышло.
День 1 Carti(9.454877, -78.977070) о. Восьми пальм(9.465587, -78.939235) 5 км.
Переход простой. Мимо двух очень густо заселенных островов. Много свайных домов. Бивак на небольшом островке(9.465587, -78.939235). Там отличный риф, можно понырять, поохотиться. Есть немного тени (8 пальм). Воды нет. Названия не имеет. Мы его назвали «Остров восьми пальм». Он сразу стал моим самым любимым местом стоянки за весь поход. Очень красиво. Немного ветрено, защиты там никакой. Для дневки маловато тени, но как то продержаться можно. Стоит две больших заброшенных стеклопластиковых лодки. Между ними можно устроить кухню, чтобы нормально функционировала горелка.
День 2 Остров восьми пальм (9.465587, -78.939235) о. Nubesidab(9.487646, -78.877019) 10 км.
Ветер лобовой при курсе на Icodub. Далее боковой. На переходе видели тройку крупных бутылконосых дельфинов. Путь проходил через остров Icodub. Там есть ресорт. На нем нам дали воды. Причем привозной явно. И много. Далее был остров Asseryaladub. На нем тоже был ресорт. Причем управляющий в конторке, явного вида Гуна, очень хорошо знал русский язык ! Это был первый и единственный разрыв шаблона на маршруте. Предложил кемпинг плейс за 10 долл с человека. Далее взяли курс на Nubesidab. На пол пути было понятно, что там тоже ресорт. Было уже достаточно поздно, решили брать кемпинг плейс. На этом острове небольшой ресорт, несколько хижин, из гостей только молодая европейская пара. Поторговались до 8 дол/чел. Это была единственная платная стоянка за весь поход. Немного пополнили запас воды.
Icodub
День 3 о. Nubesidab(9.487646, -78.877019)- CabanasNaranjoGrande(9.482450412,-78.817602396) 7-8 км.
Переход небольшой. Обычная волна, боковой ветер. Название острова, где был бивак, я так и не узнал. Там заброшенный ресорт CabanasNaranjoGrande. Чисто, хорошие пляжи, есть вода. Есть даже хижины, еще не разрушенные. Внутри порядок, можно в них ночевать. Пальмы, очень приятная мягкая трава. Лагерь был с подветренной стороны.
День4 Cabanas Naranjo Grande (9.482450412,-78.817602396) о. Masargandub(9.566576,-78.823891) 20 км.
Сначала пошли на группу островов Guanidub (9.566576,-78.823891). Как обычно, встречный ветер, волна. Это примерно в 4-х километрах от места стоянки. На крайнем справа острове есть небольшое рыбацкое поселение. Там нам предлагали купить лангустов, крабов.
За группой островов в сторону океана находится мощный протяженный риф, достаточно опасный. Некоторое время потратили на разведку, как его проще пройти. Нашли нормальный безопасный проход, увидели его прямо с острова. Далее последовал переход на Masargandub. Это около 10 км. На Masargandubрешили не останавливаться, а пойти бальше, в сторону Porvenir. Дошли до острова Misdubb. В том районе большая стоянка для яхт и их там очень много. Там есть ресорт и не один. Спросили у хозяев переночевать на соседнем, совсем крохотном островке, они были не против, но сказали, что там ночевать еще рыбаки будут. Остров был совсем маленький, да и насвинячено на нем основательно. В общем мы вернулись на Masargandub. Так и получилось 20 км. На оконечностях Masargandubслева (если смотреть с береговой линии) большой рыбацкий поселок. Справа живет просто семья. Мужик лет 40 и его мама. У них не раз брали воду. Стояли там долго, виделись часто. Единственное место где немного был заметен прилив- отлив. В нескольких километрах далее в сторону открытого океана виден основной риф. Вот дам издалека виден настоящий ад. Там по локатору волна под 2-3 метра и в этом случае я ему вполне верю. Далее последовало две дневки. Остров удобный. Стоянка была с подветренной стороны. Но ветер немного ощущался. На острове покупали у рыбаков лангуста и краба.
День 5 о. Masargandub(9.566576,-78.823891) Дневка.
День 6 о. Masargandub(9.566576,-78.823891) Дневка. В этот день была встреча с “Секретарио Де Туризмо” JuanCarlosCarrera. Приехал на специальной лодке с эмблемами Сан Бласа и охраной. В общем вся беседа свелась к тому , что мы должны стоять в ресортах и соответственно платить деньги отельерам. Мы дружно ответили, что так мы и делаем и будем делать в дальнейшем. Стоянка на данном месте- вынужденная, для аварийного ремонта байдарки. Но стоянка согласована с хозяевами острова (что чистая правда). Секретарио был вполне удовлетворен и отправился дальше по своим владениям.
День7 о. Masargandub(9.566576,-78.823891) Cabanas Naranjo Grande (9.482450412,-78.817602396) 10 км.
Возвращались по прямой линии. Риф который нам немного мешал по дороге туда, остался слева.
День 8 CabanasNaranjoGrande(9.482450412,-78.817602396)- Остров восьми пальм (9.465587, -78.939235) 16 км.
Шли примерно параллельно материковой линии, километрах 3-5 от нее. По пути остановились на острове с ресортом у которого было весьма интересное название Eneida. О этом названии я узнал потом, этимология осталась невыясненной. Там взяли без проблем воду.
День 9 Остров восьми пальм (9.465587, -78.939235) Carti(9.455123, -78.976911) 6 км.
По пути на материковой линии прошли мимо дельты реки CartiGrande. Потом был антистапель. В районе 12 часов дня мы уже ехали назад в Панама Сити, в наш гест где мы уже были. Нашли хорошую машину с очень ответственным водителем. Это стоило уже 100 долл. Водитель – дама, Ana Ortiz +50761169691 Рекомендую. Живет в Панама Сити.
Часть вторая. Пасифик.
Следующий день вынужденно провели в Панама Сити. По вторникам и четвергам фери на Жемчужные острова не ходит. Нам не повезло. Раньше в пик сезона на Жемчужные Острова ходило два парома в день из разных мест от Flamenco Marina и Trump Tower. Теперь только от Flamenco Marina и то не каждый день (не ходит по вторникам и четвергам). Билет стоит 96 долл (туда и назад). Билет брали до острова Contadora. Отправление в 7-30. Время движения около 2-х часов (быстроходный катамаран, весьма комфортный). Вещи входят в стоимость билета. Паром идет сначала на о. Saboga, потом о. Contadora, далеео.Viveros, потом о. Reyнаселенный пункт SanMiguel. Возвращение в обратном порядке. На пристань утром нас везла Ana Ortiz.
Жемчужные острова (Archipiélago de las Perlas) — группа островов в северо-восточной части Панамского залива, в 70 км к юго-востоку от города Панама. Общая площадь — 329,2 км². Включают 16 крупных и около двухсот небольших островков (всего 90 островов имеют названия). Крупнейший из них — остров Rey.Наивысшая точка 206 м над уровнем моря на острове Rey. Береговая линия сильно изрезана. На Rey много мелких рек. Сильные приливы и отливы перепад до 4 метров. Приливные течения между островами могут быть очень сильными. Время прилива и отлива нужно учитывать при перемещении. Большие глубины. Дно во время отлива обнажается незначительно. Литораль – везде чистый песок, что вполне удобно. Песка кораллового не так много как на Сан Бласе, но, можно сказать, тоже преобладает. Практически всегда ветер и волна примерно 1м. Основная стратегия- обойти всю группу островов по кругу. Это нам вполне удалось. Поход тут уже был вполне бодрый, настоящий поход. Если нет опыта, то такой маршрут делать категорически не стоит.
День1 о. Contadora (8.630239, -79.031763) о. Bayoneta (8.503317, -79.059277) 17 км.
На Contadora сделали быстрый стапель и пообедали. Остров Contadora главный курорт и он явно знавал лучшие времена. Много закрытых или вообще заброшенных отелей. Магазины есть, половина закрыты. Отдыхающих немного, и это в самый пик сезона. Есть возможность что то докупить в магазинах. Есть связь, даже у нас роуминг был. На острове есть аэродром. Стартовали часа через три после приезда. Началась сильная волна. Ветер был в спину. Прошли наискосок между Contadoraи Chapera. Прошли острова MogoMogo, SantaCatalina, Sony(все острова были по левому борту). Ветер был в спину и скорость была приличная. Видели много достаточно крупных морских черепах. Далее зашли в узкий пролив между островами Casaya и Gibraleon. Ветер понятное дело утих, но течения не ощутили, что в общем, не совсем понятно.
Вышли из пролива. Прошли мимо небольшого острова CuloDe Mono. Бивак был на Bayoneta. На том береге, который смотрит в открытый океан. Причалить не составило особого труда, хотя волна была уже достаточно сильная. Место не очень понравилось. Была характерная для такого места «пластиковая полоса” прибрежного мусора. Но джунгли были такие, что можно было залезть и поставить палатку. Хорошая густая тень. Но там она нам не была нужна. Много неприятных толстых колючек, которые прокалывали некоторые резиновые тапки и могли вполне баллоны байдарок. Связи не было. При приливе и отливе при значительном перепаде уровня вода совсем недалеко уходит, ибо сразу идут значительные глубины. При отливе литораль чистая. Песок желтый.
День 2 о. Bayoneta(8.503317, -79.059277) о. SanJose(8.279208, -79.085088) 27 км.
Отчалили нормально, волнение не сильное. Дошли до о. Pedro Gonzales. Там запаслись водой в ресорте. Пошли дальше на San Jose. В 12 начался прилив и с ним самое интересное. Сразу поднялась волна, весьма неслабая, ветер был в спину а течение в лоб. В общем 12 км мы прошли примерно за 5 часов и это была война.
Попустило примерно после 18 начался отлив и сразу отпустило. Моментально дошли до острова и волна улеглась. Стоянка – каменный пляж. Единственный за весь поход по двум океанам. Мне там понравилось. Спать было достаточно нормально, если немного поперекладывать камни.
День3 о. San Jose(8.279208, -79.085088) о. Del Rey(8.299407, -78.894033) 36 км.
День насыщенный. Отошли легко, было достаточно тихо. Взяли курс на Del Rey. Ориентирование визуальное. Крайняя правая точка Del Rey и, собственно, максимальная точка удаления на нашем маршруте это мыс Concholon. Брали левее, на произвольный ориентир, чтобы немного уменьшить переход по открытому океану. Переход получается 20 км. Волна была не сильно большая, но до 1 м было. Если мало опыта, стоит хорошенько подумать перед этим и тщательно проверить снаряжение. Основной переход прошли в отлив. Достаточно быстро. Часа четыре. На переходе видели вылетающих из воды небольших мант. Три раза видели крупную акулу. Довольно близко, интересовалась. Не большая белая, но тоже будь здоров. Причалить к берегу Del Rey было невозможно. Сильная прибойная волна, попадание в которую аварийно 100 процентов. Пошли в сторону мыса Concholon, обогнули его. Близко к мысу приближаться нельзя, очень сильная волна и камни. Когда обогнули мыс, через некоторое время в нашу сторону с берега пошел катер. Это были военные, панамский «Aeronaval”. Я потом выяснял, что это за служба. Занимаются они всем и охраной обьектов, спасательными операциями и чем угодно. Поинтересовались кто мы и что делаем. Мы сказали. Документы не проверяли. Сказали, что непосредственно в этом месте ставить лагерь нельзя, можно чуть дальше, где начало деревни Эсмеральда и дальше по береговой линии уже где угодно. Стали в точке с указанными выше координатами. Место красивое. Коралловый песок, большой внутренний залив, возможно дельта маленькой реки. Мало тени. Но есть. Там решили делать дневку. Вечером бродили по обмелевшему во время отлива заливчику. Видели много мелких и средних кайманов.
День 4 о. DelRey(8.299407, -78.894033) Дневка.
День5 о. Del Rey(8.299407, -78.894033) о. Del Rey (8.452061, -78.867501) 28 км
Вышли как обычно в отлив. Сегодня он был до 14-00. Прошли о. SanTelmo. Между Del Rey и San Telmo противоток в отлив был такой, что практически стояли на месте. Дошли до о. Cane . Напротив Cane на о. Del Rey есть деревня Ensenada. Там сделали остановку для того, чтобы набрать воды. Деревня очень аккуратная и чистая, домики капитальные и сделаны по проекту. Есть пару небольших магазинов (фактически чулан с окошком). Была как раз сиеста. Все население валялось по гамакам. Когда мы вошли в деревню, никто даже не то чтобы приподняться, даже никто и не посмотрел в нашу сторону. Совершенный сонный анабиоз. Еле нашли мужика, вертикально стоящего на ногах возле своего дома. Несколько минут он принимал решение, ходить или не ходить за водой, ведь пройти нужно было метров 5. Ну , в общем, набрали воды. Примечательно, что всякие конфеты, печенья и прочее, что продается в сельском магазине, было намного дешевле, чем в Панама Сити. По некоторым позициям более чем в два раза. Далее мы шли в прилив. Это было уже проще, но существенно усилилось волнение. Прошли Cane(справа большой), Aguja(слева малый). После острова Mamey стали на бивак. На переходе видели мант, дельфинов. На стоянке крупного варана.
День 6 о. DelRey(8.452061, -78.867501) о.Casayeta(8.518572, -79.018530) 20 км
Переход был в сильную волну. Остров Del Rey на этом переходе закончился. Прошли видимый издалека административный центр San Miguel. Оттуда уже начинает свой путь скоростной катамаран в Панама Сити. Прошли остров Viveros (это один из центров отдыха). Все говорят, что он принадлежит Трампу. Напротив Viveros есть три небольших необитаемых островка Majagua, Caracolesи безымянный. На нем отдохнули и перекусили.
На него было самое удобное причаливание с подветренной стороны. Далее взяли курс на о.Casaya. Прошли о. Mina. Бивак поставили на о. Casayeta – это фактически правая оконечность Casaya. Но это уже отдельный небольшой остров со своим названием. Там недалеко находилась посадочная полоса. Место неплохое. Много тени.
День 7 о.Casayeta(8.518572, -79.018530) о. Contadora (8.630239, -79.031763) 14 км
Это был последний переход в этом походе. Волна, как обычно значительная, но можно выбрать линию движения, чтобы большинство пути было с подветренной стороны островов.
Прошли маленький острова Membrillo и Membrillito. Возле них рифы и мели. В сильную волну там опасно. Прошли крупные острова Mogo Mogo и Chapera. Их мы проходили и в начале маршрута но с другой стороны. Заночевали на Contadora на месте стапеля. Там же, на следующий день, был и антистапель. Примерно в 15 часов следующего дня был катамаран в Панама Сити. Перед посадкой вещи пассажиров выборочно проверяли военные из «Aeronaval” . У нас, в принципе, по виду самых стремных и подозрительных не проверяли ничего. Думаю потому, что настоящие профессионалы а не как украинские мусо… Ну это ладно.
По итогу по второй части. 142 км за шесть ходовых дней. Все переходы в весьма сложных условиях.
Для Тихого Океана это получается бодро, в моей системе координат.
В общем, Панама понравилась. И страна сама по себе и маршруты в частности. Совсем все по другому чем в ЮВА. Кроме Сан Блас и Жемчужных есть еще минимум два места где можно запилить нормальный поход. Со стороны Карибского моря – Бокас Дель Торо и со стороны Тихого океана Бока Чики. Спасибо группе, Maksss73 за отчет https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=409&t=336818&fbclid=IwAR1czTja5qGBu7gMkj2vcegKn-s9s4gGBZ7y8BklyvPm45GOQ9Wg6TzMs4M,
Сергею Коваленко (Шатун) за то что он есть и постоянно шатается.