Это один из главных художественных музеев Северной Италии. Его коллекция начала формироваться в 1760-х годах на основе работ, поступавших из болонских церквей и монастырей. Массовое же пополнение собрания этого музея произошло в 1796-1815 гг., после того, как в город вошел Наполеон и ликвидировал там папское господство. В результате собственность церкви была тогда конфискована и десятки монастырей закрыты, а живопись оттуда поступила в пинакотеку.
В музее доминируют работы, объединяемые понятием «болонская школа живописи». Этим термином - «болонская школа» - обычно объединяют несколько поколений художников, работавших в Болонье и прилегающих к ней регионах Эмилии-Романьи в 16-18 веках и соперничавших с другими художественными центрами Италии — Флоренцией, Венецией и Римом. И хотя Болонья не дала миру общепризнанных гениев масштаба Микеланджело, Рафаэля и Тициана, тем не менее, созданная в 1585 году братьями Карраччи Болонская Академия сыграла выдающуюся роль, открыв путь академизму в европейском искусстве.
Прежде, в течение многих веков, живописи традиционно обучались у отдельных мастеров, которые брали способных учеников и делились с ними своими умениями и знаниями. В Болонской же Академии, вместо цеховой выучки у отдельных художников, живописцев стали готовить по единой разработанной педагогической системе. В Академии преподавали: анатомию, перспективу, архитектуру, историю, мифологию, рисование с античных слепков и с натуры и, наконец, практику живописи. Болонская Академия была в этом первопроходцем, хотя сейчас такая методика обучения художников общепризнана и широко распространена в разных странах.
Выпускники Болонской академии хорошо знали искусство старых мастеров, в совершенстве владели техникой живописи, умело обращались и с карандашом, и с кистью, понимали значение тонов, знали законы перспективы. «Вот почему, — как сказал Луиджи Ланци (первый официальный историк итальянской живописи), - болонская школа, позже других явившаяся на свет, может быть поставлена первой в деле художественного образования».
Братья Карраччи, основавшие в 1585 году Академию, не искали новых путей; они желали лишь путем глубокого изучения шедевров старых мастеров научить своих учеников всем лучшим качествам классической живописи. Так что по сути своей болонская школа – эклектическая. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, Академия учила своих студентов создавать идеализированные образы, выбирать далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории).
Славу болонской школе принесли такие мастера как братья Карраччи (Лодовико, Аннибале и Агостино), Гвидо Рени, Гвэрчино. И хотя их имена не такие уж громкие, «притененные» именами гениев Возрождения, но все эти болонцы – выдающиеся живописцы, чьи работы представлены в самых лучших мировых художественных музеях. Для справки: в России Императорская Академия художеств была учреждена в 1757 году. Некоторые известные российские художники-академисты: Александр Иванов, Федор Бруни, Константин Маковский, Генрих Семирадский, Карл Брюллов, Иван Айвазовский.
Хотя к болонской школе чаще всего относят ее мастеров 16-17 века, тем не менее, многие местные живописцы (Витале да Болонья, Псевдо-Якопино, Симоне деи Крочифисси и др.) заняли видное место в искусстве еще в 14-15 веках. Их работы уже в то время выделялись острой характерностью, динамикой и экспрессией образов. Они смело отошли от византийской манеры религиозной живописи с ее статичными позами и неподвижными, обращенными в себя взглядами персонажей. Некоторые работы болонцев того периода нам очень понравились своей оригинальностью и выразительностью.
Таким образом, экспозицию этого музея условно можно разделить на две части: работы болонских мастеров 14-15 веков, которые «академиев не кончали»; и живопись 16-18 веков авторства выпускников Болонской Академии. Начнем с первой группы мастеров.
Это один из главных художественных музеев Северной Италии. Его коллекция начала формироваться в 1760-х годах на основе работ, поступавших из болонских церквей и монастырей. Массовое же пополнение собрания этого музея произошло в 1796-1815 гг., после того, как в город вошел Наполеон и ликвидировал там папское господство. В результате собственность церкви была тогда конфискована и десятки монастырей закрыты, а живопись оттуда поступила в пинакотеку.
В музее доминируют работы, объединяемые понятием «болонская школа живописи». Этим термином - «болонская школа» - обычно объединяют несколько поколений художников, работавших в Болонье и прилегающих к ней регионах Эмилии-Романьи в 16-18 веках и соперничавших с другими художественными центрами Италии — Флоренцией, Венецией и Римом. И хотя Болонья не дала миру общепризнанных гениев масштаба Микеланджело, Рафаэля и Тициана, тем не менее, созданная в 1585 году братьями Карраччи Болонская Академия сыграла выдающуюся роль, открыв путь академизму в европейском искусстве.
Прежде, в течение многих веков, живописи традиционно обучались у отдельных мастеров, которые брали способных учеников и делились с ними своими умениями и знаниями. В Болонской же Академии, вместо цеховой выучки у отдельных художников, живописцев стали готовить по единой разработанной педагогической системе. В Академии преподавали: анатомию, перспективу, архитектуру, историю, мифологию, рисование с античных слепков и с натуры и, наконец, практику живописи. Болонская Академия была в этом первопроходцем, хотя сейчас такая методика обучения художников общепризнана и широко распространена в разных странах.
Выпускники Болонской академии хорошо знали искусство старых мастеров, в совершенстве владели техникой живописи, умело обращались и с карандашом, и с кистью, понимали значение тонов, знали законы перспективы. «Вот почему, — как сказал Луиджи Ланци (первый официальный историк итальянской живописи), - болонская школа, позже других явившаяся на свет, может быть поставлена первой в деле художественного образования».
Братья Карраччи, основавшие в 1585 году Академию, не искали новых путей; они желали лишь путем глубокого изучения шедевров старых мастеров научить своих учеников всем лучшим качествам классической живописи. Так что по сути своей болонская школа – эклектическая. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, Академия учила своих студентов создавать идеализированные образы, выбирать далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории).
Славу болонской школе принесли такие мастера как братья Карраччи (Лодовико, Аннибале и Агостино), Гвидо Рени, Гвэрчино. И хотя их имена не такие уж громкие, «притененные» именами гениев Возрождения, но все эти болонцы – выдающиеся живописцы, чьи работы представлены в самых лучших мировых художественных музеях. Для справки: в России Императорская Академия художеств была учреждена в 1757 году. Некоторые известные российские художники-академисты: Александр Иванов, Федор Бруни, Константин Маковский, Генрих Семирадский, Карл Брюллов, Иван Айвазовский.
Хотя к болонской школе чаще всего относят ее мастеров 16-17 века, тем не менее, многие местные живописцы (Витале да Болонья, Псевдо-Якопино, Симоне деи Крочифисси и др.) заняли видное место в искусстве еще в 14-15 веках. Их работы уже в то время выделялись острой характерностью, динамикой и экспрессией образов. Они смело отошли от византийской манеры религиозной живописи с ее статичными позами и неподвижными, обращенными в себя взглядами персонажей. Некоторые работы болонцев того периода нам очень понравились своей оригинальностью и выразительностью.
Таким образом, экспозицию этого музея условно можно разделить на две части: работы болонских мастеров 14-15 веков, которые «академиев не кончали»; и живопись 16-18 веков авторства выпускников Болонской Академии. Начнем с первой группы мастеров.