Две эти византийские церкви объединены в одном рассказе в силу нескольких причин, важнейшей из которых является наличие в них хорошо сохранившихся мозаик начала 14-го века, периода так называемого «Палеологовского возрождения». Ни до, ни тем более после, таких хороших мозаик в Византии больше не создавали. Второе, что эти храмы объединяет — угроза закрытия этих мозаик для публичного доступа. Оба храма сейчас объявлены мечетями, в них проводятся масштабные ремонтные работы и дальнейшая судьба мозаик не объявлена. Когда-то их кропотливо отреставрировали (главным образом американцы) в надежде сделать достоянием всего человечества, но у турецких властей, похоже, сейчас изменилось мнение на этот счёт. Поэтому, хотя мы и не смогли из-за ремонта попасть ни в одну из этих церквей во время последней поездки в Стамбул в апреле, я решил написать про них, воспользовавшись либо своими старыми фотографиями (Хора), либо снимками из интернета (Паммакаристос). Без этих храмов мой экскурс в византийское наследие Стамбула был бы решительно неполным.
Церковь Хора
Церковь Христа Спасителя в Хоре (сокращённо — Хора) расположена недалеко от Адрианопольских ворот (Edirnekapi) в стене Константинополя и является вторым по значимости из уцелевших византийских храмов после Святой Софии. В ней сохранились великолепные мозаики и фрески 14-го века, отнесённые к памятникам Всемирного наследия Юнеско. «Хора» означает «за городом», «в деревне», в связи с чем храм иногда называют «Церковью Христа Спасителя в Полях» (по аналогии с лондонским St. Martin-in-the-Fields). Церковь действительно изначально была «загородной», поскольку находилась за пределами первых городских стен, возведённых ещё императором Константином. Потом, правда, она оказалась внутри стен Феодосия, но название сохранилось без изменений.