Две эти византийские церкви объединены в одном рассказе в силу нескольких причин, важнейшей из которых является наличие в них хорошо сохранившихся мозаик начала 14-го века, периода так называемого «Палеологовского возрождения». Ни до, ни тем более после, таких хороших мозаик в Византии больше не создавали. Второе, что эти храмы объединяет — угроза закрытия этих мозаик для публичного доступа. Оба храма сейчас объявлены мечетями, в них проводятся масштабные ремонтные работы и дальнейшая судьба мозаик не объявлена. Когда-то их кропотливо отреставрировали (главным образом американцы) в надежде сделать достоянием всего человечества, но у турецких властей, похоже, сейчас изменилось мнение на этот счёт. Поэтому, хотя мы и не смогли из-за ремонта попасть ни в одну из этих церквей во время последней поездки в Стамбул в апреле, я решил написать про них, воспользовавшись либо своими старыми фотографиями (Хора), либо снимками из интернета (Паммакаристос). Без этих храмов мой экскурс в византийское наследие Стамбула был бы решительно неполным.

Церковь Хора

Церковь Христа Спасителя в Хоре (сокращённо — Хора) расположена недалеко от Адрианопольских ворот (Edirnekapi) в стене Константинополя и является вторым по значимости из уцелевших византийских храмов после Святой Софии. В ней сохранились великолепные мозаики и фрески 14-го века, отнесённые к памятникам Всемирного наследия Юнеско. «Хора» означает «за городом», «в деревне», в связи с чем храм иногда называют «Церковью Христа Спасителя в Полях» (по аналогии с лондонским St. Martin-in-the-Fields). Церковь действительно изначально была «загородной», поскольку находилась за пределами первых городских стен, возведённых ещё императором Константином. Потом, правда, она оказалась внутри стен Феодосия, но название сохранилось без изменений.

Read Full Article